Сайт воспитателя Реутиной Зои Александровны МБДОУ "Малышок" с.Доброе Липецкой области

Доклад на педсовете: Тема «Функциональная грамотность детей в зеркале педагогического мастерства» . Доклад: «Формирование предпосылок математической грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

20 ноября 2024

 

 

 

 

1Формирование  предпосылок  математической  грамотности 

у  детей старшего дошкольного  возраста

 

Формирование  предпосылок математической  грамотности у детей  является актуальной задачей для дошкольного образования. Ведь в стремительно меняющемся мире важно адаптировать детей к современной жизни и помочь им реализовать свой потенциал.

Формирование функциональной математической грамотности – это не только умение складывать, вычитать или сравнивать числа. Это еще и способность применять полученные знания на практике: распознавать числа в окружающей среде, использовать их для измерения объектов или времени, а также для решения повседневных жизненных задач.

  1. Основные принципы развития математического мышления у детей включают в себя следующие аспекты:

-во-первых, необходимо обращать внимание на развитие логического мышления и способности к абстрактному мышлению. Дети должны уметь анализировать и решать проблемы, предполагающие логическое мышление и обобщение;

-во-вторых, важно развивать навыки работы с различными математическими объектами, такими как геометрические фигуры, числа и операции с ними. Дети должны уметь классифицировать фигуры, сравнивать числа, выполнять простые математические операции с помощью конкретных предметов или на уровне воображения;

-третий принцип состоит в участии ребенка в активной практической деятельности, чтобы он мог самостоятельно исследовать и открывать новые математические понятия.

Успех формирования математической грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них математические представления, умения, выработать навыки математических операций.

  1. 3. Большую помощь в этом окажут сюжетно-ролевые, дидактические игры, настольные игры. Особый интерес вызывают интеллектуальные игры и задания, в ходе которых дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемных заданий и логических операций.

Лото с числами, счетные игры с помощью карточек или фишек, головоломки и геометрические конструкторы развивают навыки счета, сравнения чисел, распознавания фигур и решение задач.

Кроме того, математические игры можно комбинировать с другими развивающими игровыми заданиями, такими как сортировка и классификация предметов по их числовым свойствам или геометрической форме.

Важно, чтобы игровые задания были интересными и разнообразными, чтобы дети мотивированно участвовали в них. Также необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, чтобы выбрать игры, соответствующие его уровню развития.

Остановлюсь немного поподробнее на заданиях, которые мы используем в группе со своими детьми.

  1. Знакомя детей с составом чисел в пределах 10, мы параллельно знакомим с цифрами. Соотнося определенную цифру с числом, предлагаем рассмотреть изображение цифры, проанализировать его, отвечая на вопрос «На что похожа цифра?».

Сравнивая две группы предметов, мы подводим детей к пониманию отношений между числами натурального ряда (5 больше 4 на 1, а 5 меньше 6 на 1), умению увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).

  1. Знакомя с делением на 2–4 и 8 равных частей, учим понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т. д.), сравнивать, что больше, что меньшецелое или одна вторая?
  2. С большим интересом дети выполняют задания в дидактических играх: «Что изменилось?», «Найди ошибку», «Сосчитай звуки (предметы, движения)», «Назови предыдущее и последующее число», «Считай дальше», «Составим числа», «Составьте число правильно», «Заселим дом», и др.

7.Очень интересным занятием для детей является измерение объема жидких и сыпучих материалов, предметов в длину, ширину; измерение массы предметов.

Выполняя такие задания, мы учим детей давать ответы на вопросы: «Как узнать, сколько крупы в банке? Чем можно измерить длину, ширину, высоту предмета?» и т.п.

При измерении сыпучих материалов, мы подводим детей к пониманию того, что пересчитывать крупу будет долгим и трудным занятием, ее можно измерить мерками и предлагаем разные предметы: ложку, стакан, линейку, шнурок и др., задавая вопрос «Чем удобнее измерить?». И дети уже сами определяют мерку, которой будут измерять, при этом фиксируют результат измерения фишками, черточками на листе бумаги, делают выводы.

Измеряя длину или ширину предметов, мы учим детей правилам измерения, направляем их на то, что использовать можно разные предметы-мерки и предлагаем самим определить, чем они будут измерять: картонными полосками, линейкой, пальцем, ладонью, шагамии др. Измеряя длину и ширину разными мерками, дети так же учатся считать количество мерок, сравнивать, анализировать  и делать выводы.

  1. Закрепление представлений детей о знакомых им геометрических фигурах мы осуществляем в различных дидактических играх: «Чудесный мешочек», «На что это похоже?», в играх «Домино», «Геометрическое лото»,«Цвет и форма», а также в повседневной жизни.

Формирование пространственных ориентировок успешно осуществляется в том случае, если ребенок постоянно оказывается перед необходимостью пользоваться этими понятиями. В заданиях типа «Угадай, где что находится», «Отгадай, кто где стоит», «Что изменилось?», «Расскажи про свой узор», «Найди игрушку», «Путешествие по комнате», «Расставь овощи и фрукты в витрине магазина», можно использовать разнообразный материал: игрушки, картинки, которые располагаются в определенной последовательности. Дети должны определить, что находится перед ними, что сзади, что справа, слева от них, слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз.

Так же мы учим детей читать простой план, что способствует развитию моделированию пространственных отношений между объектами. Так игры «Найди игрушку», «Путешествие по группе», «План пути на участок» могут проводиться как в помещении, так и на территории детского сада.

Выполняя задания, дети должны давать словесный отчет о том, куда они пойдут: сначала прямо (к столу, шкафу), потом налево (к двери) и т.д.

9 Большая каждодневная работа ведется по формированию у детей ориентироваться во времени. Очень важно, чтобы дети усвоили, что неделю составляют семь дней, и каждый день имеет свое название, что дни идут друг за другом в определенном порядке. И такая последовательность дней недели неизменна. Каждое утро мы отводим время для повторения временных отрезков и дней недели, времена года, задавая детям вопросы: «Какой сегодня день недели?», «Какой день недели был вчера?», «Какой день недели будет завтра?»,  «Какое время суток последует за утром, вечером?».

Для этого мы используем игры «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом?», «Что за чем?» и др.

Мы работаем в группе компенсирующей направленности и тесное взаимодействие с учителем – логопедом, что позволяет планировать коррекционную работу параллельно с развитием математических представлений, уделяя  большое внимание на занятиях речевому развитию по формированию лексико-грамматических категорий. Для этого такие игры, как «Сосчитай овощи (грибы, животных, ягоды и др.)», «Сколько слогов в слове», «Что где находится?» и др.

10 В группе организован игровой центр «Математика», в котором находятся дидактические игры («Математические машинки», «Сосчитай и запиши число» и др.),  домино, лото, игры с прищепками, игры – пазлы, кубики, игры – бродилки, танграм, игры с геометрическими фигурами, игры на ориентировку в пространстве, направленные на формирование математической грамотности у детей.

Задачи по формированию предпосылок математической грамотности дошкольников педагог может решать как во время специально организованной образовательной деятельности, так и во время проведения режимных моментов и осуществления функций присмотра и ухода за детьми.

Создавая игровые познавательные ситуации, задавая вопросы, пробуждающие творчество и фантазию детей, побуждая детей к обсуждению и исследованию, взрослый руководит познавательной деятельностью ребенка, в результате дети усваивают основные математические понятия и способы решения элементарных математических задач. При этом воспитателю  не нужно самому много рассказывать. Как можно больше вопросов и ответов и как можно меньше рассказов – основной принцип работы.

11 И как сказал Леонид Абрамович Венгер «От того, как заложены элементарные математические представления, в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»

А по словам Михаила  Васильевича Ломоносова «Математика приводит в порядок ум» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: